Female Startup: как создавался проект для помощи незрячим людям

Продолжается рубрика Female Startup, в рамках которой IT Park знакомит читателей с женскими стартапами, и сегодня у нас в гостях казахстанский проект «Eyesea» и одна из его основательниц — 17-летняя Амира Мураткали.

Амира вспоминает, свой путь она вместе с единомышленницами начинала с курса робототехники от Фонда Girls Power, Eurasia Foundation и USAID.

«Нас в команде 4 девушки. Проблема дезориентации незрячих показалась нам актуальной и нерешённой на тот момент, к тому же, мы сами были знакомы с людьми, страдающими от повседневных сложностей: травмы и ожоги, дискриминация в карьере и учёбе. Поэтому мы решили придумать решение, которое станет действительно полезным и поможет облегчить жизнь незрячим людям».

Благодаря участию в образовательной программе девушки получили уникальные знания и набор навыков, с помощью которых они смогли реализовать свою идею. Так зародился проект «Eyesea», который представляет собой браслет для незрячих людей. Он может определять расстояние и температуру предметов, тем самым оповещая пользователя звуковыми сигналами.

«Название мы выбирали долго. Оно переводится как «глаз» и «море». Это очень символично, потому что моря и океаны — это дальше, чем просто суша, это то, что можно увидеть только с нашим браслетом».

Команда состоит из четырёх девушек:

  • Сабина Исабекова — CEO, отвечает за коммуникацию, организацию и продвижение проекта;
  • Томирис Сарсенбаева — mobile application developer, специалист по технической части;
  • Дания Турлина — SMM, отвечает за страничку в Инстаграм @wcbye;
  • Амира — CFO, отвечает за финансовую и бизнес-составляющие проекта.

«Кроме того, в команду входит 3 ментора: по технической части, по организационным вопросам и по трекингу. Все участники активно ищут и заполняют заявки в акселерации и инкубаторы, конкурсы и программы. При пайке или сборке браслета-прототипа Сабина с Амирой работают вместе, в то время как код программы к браслету и приложению пишет Томирис».

Какова цель вашего проекта?

Работа над любым проектом требует огромных усилий и преодоления разных трудностей. Амира вспоминает, что поначалу команде было непросто, однако им удалось справиться со сложностями.

«Не зря говорят, что самое сложное — это начать. Нам было сложно организовывать регулярные встречи и мотивировать остальных участников, так как мы жили в разных городах летом, было сложно укладываться в дедлайны, следовать тайм-менеджменту, совмещать личную жизнь, учёбу и проект. Кроме того, первое время было немного некомфортно работать вместе, но, когда мы познакомились поближе, работа стала проходить гладко».

В настоящее время, находясь на стадии MVP проекта, команда стремится развить его до достаточного уровня, создавая качественный и гарантированный продукт для незрячего населения Казахстана, а в дальнейшем — и для стран СНГ.

«В Казахстане официально зарегистрировано 20 000 незрячих, которые ежедневно сталкиваются с проблемой травм вне дома, нехваткой материалов для обучения, несправедливостью при трудоустройстве и т.д. С помощью нашего браслета все эти люди смогут научиться хорошо ориентироваться в пространстве, улучшить качество жизни и досуга».

Сейчас девушки хотят полностью доработать приложение и собрать полноценный браслет.

«У нас есть рабочий прототип браслета и сайт. Мы хотим добавить в приложение некоторые функции, такие как определение опасных мест (например, склонов, подъемов, ошибок конструкции на поверхностях, неисправные светофоры), или, наоборот, мест, предназначенных для незрячих: пандусов, пешеходов и светофоров, сканер для определения количества автобусов, построение маршрута из пункта А в пункт Б. Но и это не всё: в планах также функция голосовой озвучки на русском и казахском языках».

Как вы планируете развивать свой стартап?

Как признаётся Амира, к настоящему времени проект получил $500 от Фонда Girls Power, USAID, Eurasia Foundation.

«Мы нацелены и дальше получать финансовую помощь от спонсоров. Сейчас наша команда работает над доработкой приложения и браслета с тестированием и внедрением в Казахстане в течение года, через общество слепых КОС и Минздрав РК, чтобы охватить около 20000 слепых и слабовидящих людей в нашей стране через госзакупки (госзаказ) с оборотом более 200 млн тенге с прибылью по итогам года. Далее — выход на рынок СНГ с охватом 1,5 млн слепых и слабовидящих».

В Казахстане, рассказывает гостья рубрики, есть множество успешных и начинающих стартапов, потенциал у стартап-индустрии очень хороший. Создательницы стартапа регулярно проводят трекинг-встречи раз в неделю, где обсуждают планы на будущую неделю и то, что удалось сделать на предыдущей.

Девушка признаётся, что участие в программе инкубации Tumaris.Tech принесло им много пользы.

«За время участия в инкубации мы смогли сосредоточиться больше на финансовой части проекта и внутренней работе многих стартапов. Также нам было очень полезно переосмыслить заново саму идею и важность ценности для целевой аудитории. Даже на проверке домашних заданий была возможность изучить советы в разных сферах, это наталкивало на появление новых идей и помогало развиваться».

Команда желает начинающим стартаперам не бояться трудностей, ведь они способствуют росту.

«Мы бы посоветовали с самого начала точно обозначить свои цели и ожидания как друг от друга, так и от стартапа. Не нужно бояться задавать вопросы опытным людям и улучшать конфигурации, ведь лучше провести более длительную работу, чем создать неактуальный продукт. Если идея хорошая и людям это нужно, стартап будет успешным, принося результат и увеличивая доход».

2022-09-22