“Геймдев – единственная индустрия в мире, которая росла в 3 раза быстрее, чем мировое ВВП на протяжении десятилетий” – Акмаль Салихов про то, почему стоит начинать карьеру в геймдеве

Видеоигры уже давно перестали быть просто развлечением — сегодня это одна из самых динамично развивающихся отраслей технологий. В последние годы геймдев активно привлекает внимание молодых разработчиков и стартапов, стремящихся создать игры, которые завоёвывают как локальные, так и международные рынки.

В Узбекистане наблюдается стремительный рост интереса к созданию игр. Появляются новые студии, развиваются образовательные программы в сфере IT, а такие организации, как IT Park, оказывают поддержку разработчикам, помогая превращать идеи в коммерчески успешные проекты. Геймдев становится важным драйвером инноваций, создавая новые рабочие места и укрепляя технологический потенциал страны на мировой арене.

Чтобы понять, как развивается игровая индустрия в Узбекистане, мы пообщались с Акмалем Салиховым, директором по развитию студии East Games. В интервью он поделился своим уникальным опытом, рассказал, как музыка стала его первым шагом в геймдев, какие три причины мотивировали его выбрать эту карьеру, а также о перспективах индустрии видеоигр в стране и многом другом.

Как начался ваш путь в игровой индустрии?

В игровой индустрии Узбекистана я с 2010 года. До того как оказался в геймдеве много лет занимался музыкой и увлекался художественной видеосъемкой. 

С детства я обожал музыку. Первые треки начал накидывать уже в 12 лет. Я был так называемым компьютерным музыкантом и писал электронную музыку в жанре Downtempo. Я думаю каждый, кто пишет музыку на компьютере невольно становится айтишником: десятки аудиодорожек и сотни звуковых эффектов чем-то напоминают визуальное программирование. 

Свое увлечение музыкой я попробовал монетизировать в возрасте 17 лет: мы с другом открыли студию звукозаписи, а через полтора года вторую, более крупную. Именно из нашей студии, кстати, вышли первые хиты самого популярного бойзбенда страны Ummon – Sokin Tun и другие треки. 

Параллельно с развитием студии в 2008 году я издал свой дебютный музыкальный альбом. Возможно, я был первым узбекистанцем, который издал свой альбом на iTunes, в те времена было очень непросто выйти в музыкальные магазины. После общения с более 30 лейблами я выбрал издательство из Калифорнии – Magnatune. Именно они помогли мне выйти на международный рынок.

Как бы я не старался, я не смог заработать космических сумм от издания своего альбома, но я “засветился” среди разработчиков игр, и в этом же году мою музыку начали использовать разработчики игр для iPhone. Мы сблизились с этой командой, я делал звуки и писал музыку для их игр. В течении 4х лет из саунд-дизайнера я вырос в до позиции арт-директора и отвечал за крупнейшие проекты студии.

Что вас побудило строить карьеру в геймдеве?

Помимо моей большой любви к музыке, я выделил для себя еще 3 причины, по которым решил развиваться в игровой индустрии. 

  1. Международный рынок. Меня всегда интересовала возможность, находясь в Узбекистане, экспортировать креативные продукты. Игры, на мой взгляд, это самый самый интересный вид креативного продукта.
  2. Смесь креатива и технологий. Будучи музыкантом-айтишником, хотелось больше погружаться в новые технологии. В играх никогда не бывает скучно, потому что там идеальный баланс творчества и технологий, и последние постоянно развиваются.
  3. Растущий рынок. Обороты музыкальной индустрии уже много лет падают, а игровая индустрия не перестает расти с момента своего зарождения. Геймдев, к слову, это единственная индустрия в мире, которая росла в 3 раза быстрее, чем мировое ВВП на протяжении десятилетий.

 

https://www.matthewball.co/all/stateofvideogaming2025

Как вы считаете, какие перспективы у GameDev в 2025 году в Узбекистане? 

Учитывая, что геймдев стабильно растет во всем мире, эти процессы не могут пройти мимо нашего региона. Я лично вижу довольно активные изменения в индустрии Узбекистана за последние 5 лет. Одной из причин, разумеется, является создание IT Park и предоставление налоговых льгот для IT-компаний. Студии разработки игр, являясь IT-компаниями, также получают эти льготы. 

Вторым важным аспектом является появление студии East Games на рынке Узбекистана. Разумеется, игровые студии существовали в Узбекистане на протяжении многих лет, но в основном они создавали небольшие мобильные игры. East Games – это первая крупная студия в стране, которая участвует в разработке не только мобильных игр, но и масштабных игровых проектов международного уровня для ПК и игровых консолей.

Уверен, игровая индустрия страны будет активно расти, и количество локальных игровых релизов заметно вырастет. Не уверен, что это произойдет в течении года, т.к игры создаются несколько лет, но в течении 5 лет я ожидаю увеличение производства локальных игр в несколько раз. Производство большего количества игр, естественно, увеличит спрос на геймдев специалистов. 

Как начать путь в геймдеве и как продолжить развитие? 

Когда я начинал свой путь в геймдеве, в стране наверное было всего 2-3 студии, а информация для самообучения была практически не доступна. 

Сейчас все гораздо проще: в Узбекистане есть ВУЗы и учебные центры, которые начали преподавать в направлении разработки игр. Самоучки без проблем могут найти тысячи видеоуроков и сотни курсов по разработке игр в интернете. Однако, контент курсов представлен на английском или русском языке. К сожалению, на узбекском языке крайне мало контента, поэтому всем, кто хочет быть в индустрии, я бы посоветовал учить английский или русский языки.

Войти в сферу игровой индустрии можно даже с минимальными навыками. В игровых студиях часто есть стартовые позиции, обычно уровня стажер, если опыта чуть больше, то можно даже стать джуном (от англ. Junior — младший специалист в IT-сфере. — Прим. ред.). 

При входе в индустрию также важно определить профессию, исходя из ваших навыков. Лучшей стартовой позицией может быть тестировщик, разработчик или художник. Кстати, бытует мнение, что стажировка это долгосрочная неоплачиваемая работа для набора опыта. Но у нас в East Games все стажировки – это полноценная оплачиваемая работа с бенефитами, которые получают все сотрудники компании.

Если пока ваш уровень не дотягивает до уровня стажера или джуна, или вы не можете найти подходящую вакансию, советую начать делать свои небольшие игры и участвовать в геймдев активностях такие как хакатоны и геймджемы. 

East Games и IT Park ежегодно проводят такого рода мероприятия. Мы также запускаем программы по повышению квалификации. Один из примеров – это East Games Start, благодаря которой десятки 3D художников смогли прокачать свои навыки в создании реалистичных 3D моделей для игр.

С прошлого года команда East Games также поддерживает GameDev Goethe – это инкубатор разработки игр, в котором участники создают свои игры на протяжении трех месяцев. Как мне кажется, GameDev Goethe – это один из лучших способов получить проходной билет в игровую индустрию Узбекистана.

Какие профессии будут наиболее востребованы в геймдеве в 2025 году? 

Скорее всего, ключевые профессии, без которых невозможно создать игру, будут иметь стабильный спрос: геймдизайн, арт, программирование, UI, тестирование. Специалисты в этих направлениях будут нужны всегда. Наверняка будет расти спрос на новые профессии на стыке разных областей. К примеру, AI Concept Artist, который будет создавать визуальные концепты к играм с помощью генеративных ИИ. Но, скорее всего, все новые профессии будут “вырастать” из основных направлений, о которых я говорил ранее.

Какие навыки необходимы по этим профессиям? Какие у них зарплаты в и где искать вакансии?

Когда спрашивают про навыки, мне всегда приятно давать ответ, который всем нравится – надо играть в игры. Но играть надо с умом: важно научиться относиться к играм не как потребитель, а как потенциальный создатель. Анализировать игры, обращать внимание на то, как они сделаны, смотреть обзоры и изучать их разработку. Если вместо котиков на youtube вы посмотрите, как была создана ваша любимая игра – поздравляю, вы сделали первый шаг в правильном направлении. 

Зарплаты в игровой индустрии в целом сопоставимы с зарплатами в среднем по IT-сфере. А как известно, зарплаты в IT-индустрии зачастую выше других сфер в стране. Единственное, что отличает геймдев индустрию от других IT-секторов – это бонусы. Игровые студии, в случае успеха игровых проектов, активно платят бонусы своим сотрудникам. В этом году все наши сотрудники получили бонусы, так что быть в геймдеве это не только интересно, но и достаточно выгодно. 

Искать вакансии можно как на платформах по поиску работы, таких как hh.uz и it-market, так и в чатах, где обитают игровые разработчики. Я часто вижу вакансии в чате GameDevGoethe. А если вас интересуют вакансии в East Games, то наш Telegram-канал – один из лучших способов быть в курсе новых позиций в геймдеве. На данный момент мы ищем сотрудников по более чем 5 направлениях.

 

2025-02-03