В странах Центральной Азии, в частности, в Узбекистане многие девочки и девушки по-прежнему боятся идти в технические направления потому что не уверены в своих силах. Отчасти это происходит потому что IT традиционно считается мужской сферой. Именно поэтому особенно ценны проекты, направленные на вовлечение женщин в такие отрасли.
Одним из крупных проектов подобной направленности можно назвать Программу обучения цифровой грамотности и графическому дизайну для девочек, инициированную IT Park и UNICEF при поддержке Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан. Основная задача проекта — увеличение доли вовлечённости девочек, включая девочек с различными формами инвалидности, в сферу IT на основе принципа инклюзивности, а также повышение их уверенности в собственных возможностях.
Проект представляет собой бесплатную комплексную программу обучения цифровой грамотности и графическому дизайну в IТ-центрах в Карши, Термезе, Нукусе и Ташкенте для повышения лидерских качеств и расширения возможностей девочек в областях STEM.
Продолжительность проекта составляет 6 месяцев (июнь-ноябрь 2022 года). В рамках проекта обучение проходят девочки в возрасте от 12 до 18 лет, среди которых также есть девочки с нарушениями зрения, слуха и другими ограниченными возможностями, для которых предусмотрено превышение возрастного лимита.
11 октября в Яшнабадском филиале IT Park прошло мероприятие, посвящённое 10-й годовщине Международного дня девочек. На мероприятии с речью выступили представители Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, IT Park и UNICEF.
Советник министра по привлечению молодёжи и женщин в сферу IT Камола Шавкатовна Собирова подчеркнула, что в IT-сфере всегда есть место равенству.
«Безграничные образовательные и карьерные возможности должны быть доступны для всех. IT — это такое направление, где все могут быть равны, независимо от пола и физических возможностей. И мы видим это на примере девушек, которые обучаются на этих курсах и продолжают уверенно строить своё будущее в IT. Очень важно запускать в стране как можно больше подобных инициатив, ведь для многих они становятся отправной точкой к новой жизни».
Представитель UNICEF в Узбекистане Мунир Мамадзаде во время выступления отметил:
«В Узбекистане девочки и молодые женщины составляют значимый процент тех, кто не учится, не работает и не обучается (NEET), что делает их более уязвимыми к социальной изоляции. Кроме того, в Узбекистане сохраняется значительный разрыв между девочками и мальчиками в компьютерной грамотности, доступе и использовании Интернета.
Девочки с инвалидностью особенно подвержены риску недополучения образования и профессиональной подготовки и не обладают минимальной цифровой грамотностью для безопасной навигации на цифровых платформах, что ограничивает возможности получения образования и трудоустройства в будущем».
Кроме того, с речью выступили участницы проекта «Skills4Girls», среди которых есть девочки с ограниченными возможностями. Они рассказали об обучении в рамках данного проекта и поделились с присутствующими своими уникальными жизненными историями.
Как отметили представители ЮНИСЕФ, в Узбекистане большую часть лиц, не охваченных в сфере занятости, образования или профессиональной подготовки (NEET) составляют девушки и молодые женщины, что делает их более уязвимыми к социальной изоляции.
После завершения обязательного среднего образования 56% молодых людей в возрасте 19−24 лет входят в группу NEET (69% женщин и 33,4% мужчин). Уровень NEET для молодых женщин быстро увеличивается, когда они достигают возраста 18 лет и заканчивают обязательное среднее образование (с 1,7% до 69%).
Кроме того, между девочками и мальчиками сохраняется значительный разрыв в компьютерной грамотности, а также в доступе и использовании интернета, напомнили в ЮНИСЕФ. Так, доля женщин, не владеющих компьютером, в Узбекистане составляет 43,5% по сравнению с 30% среди мужчин. Доля девушек и молодых женщин в возрасте 14−30 лет, никогда не пользовавшихся интернетом, составляет 68%. Основными причинами неиспользования интернета среди молодежи называются плохая связь, отсутствие собственных гаджетов и высокая стоимость интернета.
Для девушек и молодых женщин доступ также затруднён из-за социальной стигматизации, при этом недостаточная представленность молодых женщин в областях STEM снижает их перспективы на трудоустройство, считают в Детском фонде ООН.
2022-10-11