Многие страны ассоциируются с какими-то товарами. Например, Бразилия — это кофейные зерна, Эквадор — бананы, Индонезия — кокосы.
Обычно, это связано с тем, что именно эти страны являются основными поставщиками этого товара.
Узбекистан никогда не был лидером по экспорту хлопка, но именно его часто представляют иностранцы, когда слышат название страны.
Это можно объяснить тем, что совсем недавно хлопок был основным товаром, который республика продавала за границу (доходило до сумасшедших 70%):
Отраслевой состав экспорта, Узбекистан, 1995-2018 гг.
Источник: The Second Systematic Country Diagnostic for Uzbekistan, World Bank
В последние годы доля хлопка сокращается и сейчас составляет менее 10%, но ассоциация осталась.
Однако скоро это может измениться, потому что Узбекистан переходит от статуса аграрной страны к постиндустриальной.
И на этом пути BPO может стать тем, чем теперь будет известна республика на международных рынках. Процесс уже запущен.
Аутсорсинг появился еще в середине XX века, когда компании поняли, что дешевле и проще отдавать какие-то задачи “на сторону”.
В 1980-х годах появился IT-аутсорсинг. Первым кейсом стала компания Kodak, которая вместо того, чтобы самой управлять центром обработки данных, попросту передала это IBM.
В первые годы был только аутсорсинг задач, когда одна компания привлекала другую под конкретный проект с четким сроком.
В дальнейшем компании начали отдавать другим компаниям целые области бизнеса. Так и появился business process outsourcing (BPO).
К 2023 году рынок BPO оценивается в $261,9 млрд. Прогнозируется, что к 2031 году будет уже $525,2 млрд.
Основное направление — обслуживание клиентов (30%). Это в основном службы поддержки и call-центры.
Помимо этого, популярен аутсорсинг логистики, работы с кадрами, обработки данных, закупок, маркетинга, бухгалтерии.
Все те сферы, которые можно передать другой компании без ущерба основной деятельности.
Основным рынком является Северная Америка:
Динамика объема рынка BPO услуг Северной Америки
Источник: Grand View Research
Первые BPO-компании в Узбекистане появились еще в середине 2000-х годов, но резкий рост начался лишь в последние годы.
То, что началось с историй успеха нескольких компаний, создавших для себя нишу на рынке логистических услуг США, сейчас превращается в самостоятельную отрасль.
Так, в 2021 года в стране было 45 компаний, а год спустя уже 164. В 2022 году было открыто 17 новых BPO-центров, в которых трудоустроено 450 специалистов.
Благодаря этому, в минувшем году на BPO-услуги пришлось $65,1 млн из 140 млн общего экспорта IT-услуг:
Основной покупатель — США. Та самая Северная Америка, где самый высокий в мире спрос на BPO, и который, как ожидается, будет расти и дальше.
Это частичный ответ на то, оправдывает ли себя ставка на BPO, которая была сделана несколько лет назад, когда компаниям, занимающимся аутсорсингом бизнес-процессов, разрешили быть резидентами IT Park.
Благодаря этому, у таких компаний сейчас есть возможность получить:
Запущен сайт bpo.mitc.uz, где не просто перечисляются преимущества создания BPO-компании в Узбекистане, но и можно еще отправить заявку.
Хорошо помогает международное сотрудничество. Так, Huawei и ZTE принимают участие в создании BPO-центров.
Их интерес очень показателен, потому что такие крупные международные компании тщательно анализируют любые инвестиции и никогда не пошли бы туда, где нет перспектив.
Ещё IT Park сейчас вместе со Всемирным банком работает над проектом Uzbekistan Digital Inclusion. В рамках него будет обучение необходимым навыкам, развитие инфраструктуры в регионах, продвижение Узбекистана как аутсорсинг-хаба.
Помимо этого, создается совместная BPO-корпорация с американской Access Capital Management Corp, что позволит создать 1100 рабочих мест в сфере BPO.
Ожидается, что эти и другие инициативы позволят уже в 2023 году довести объем экспорта IT-услуг до $300 млн, а количество экспортеров — до 500.
Постиндустриальная эпоха несет с собой немало изменений.
Рост спроса на электромобили, робототехнику и альтернативную энергетику превращает медь в “новое золото”.
Рост спроса на аутсорсинг бизнес-процессов, подходящие условия и хорошие перспективы превращают BPO в Узбекистане в “новый хлопок”.
Да, BPO не имеет прямого отношения к IT, но в его основе лежат технологии и используется человеческий капитал страны.
Здесь хорошие зарплаты — в 2022 году средний уровень составил $600-1300 в месяц. Для сравнения, средняя зарплата по стране была $350.
IT-аутсорсинг в целом одно из самых перспективных направлений, однако предстоит еще немало сделать, например, увеличить количество людей с хотя бы базовыми цифровыми навыками.
Если получится решить эту и другие задачи, то BPO в Узбекистане, как некогда хлопок, может уже в ближайшие годы обеспечить работой миллионы людей.
Пример Индии, где когда-то в BPO было занято 10 000 человек, а сейчас более 5 млн человек, хороший тому пример.
Тимурмалик Эльмурадов — аналитик, специалист по R&D, магистр Научно-исследовательского университета «Высшая Школа Экономики».
Автор «Пик Скартариса (https://t.me/skartariss)» — ведущего Telegram-канала про бизнес, рынок и технологии в Узбекистане.
Отвечал за развитие в группе компаний Univer Club Family (Россия), интернет-издании Daryo.uz. Со-основатель и экс-руководитель Spot.uz.
2023-03-27