IT Park запускает новую рубрику «Startup Story», в рамках которой рассказывает про стартап-проекты. Первая история, о которой мы хотим рассказать — проект Beautify.uz и его основательница Нигора Акилова.
Нигоре 47 лет. Она работает маркетологом и руководит своим пиар-агентством.
По словам Нигоры, идея запустить стартап возникла из предыдущего опыта работы в проекте АрзонАптека, куда ей и её команде удалось привлечь инвестиции. Там она была исполнительным директором проекта, но из-за того, что была просто наёмным сотрудником, ушла.
«Мне хотелось создать аналогичный продукт, но не конкурентный. Я объединилась со своей коллегой из АрзонАптеки, Наргиз Касимовой, и мы запустили свой проект в бьюти-индустрии. В предыдущем проекте мы получили большой опыт и в маркетинге В2В, В2С, упаковке продукта, продажах, ценообразовании, построении команды продаж, а также фандрайзинге. Это всё очень помогло в новом проекте».
Сейчас в команде Beautify.uz 8 человек: Нигора — СЕО, Наргиз — отвечает за маркетинг и продажи и за поддержку базы клиентов, а также бэкенд- и два фронтэнд-разработчика, дизайнер, тестировщица и специалист по SMM. Также большую консультативную помощь команде оказывает инвестор — серийный предприниматель фармацевт Ойбек Дусматов, основатель Фармклуба Узбекистана.
Beautify.uz — единственная в Узбекистане платформа, объединяющая мастеров красоты и пользователей. Проект задуман для полной диджитализации индустрии красоты и включает в себя цифровизацию цепочек транзакций: поставщики расходников для бьюти-индустрии — мастера красоты — потребители.
Платформа работает как агрегатор фотографий работ мастеров, через которые клиенты могут зайти в профиль мастера, ознакомиться с его bio, локацией и записаться. Также клиенты могут найти нужного мастера через поиск по заданным параметрам.
Как отмечает Нигора, миссия проекта — создать для женщин бренд, который поддержит их в любой ситуации: в обучении, в начале трудовой деятельности, в нахождении клиентов.
«Beautify.uz имеет большое социальное значение, поскольку даёт возможность тысячам женщин начать свою трудовую деятельность. Например, девушка окончила школу, но не знает, чем заняться. Через платформу она находит мастера, который обучит её какой-либо услуге, а потом, через нашу же платформу, находит клиентов. Особенно большая поддержка будет для женщин, которые остались с маленькими детьми на руках и не могут выйти из дома. Благодаря платформе они могут находить клиенток в своей же махалле».
Платформа Beautify.uz имеет много преимуществ.
Например, мастера получают следующие преимущественные возможности:
Платформа удобна не только мастерам. Beautify.uz даёт пользователям следующие преимущественные возможности:
По рассказам Нигоры, самое сложное в проекте — определение особенностей потребительского поведения, и построение в связи с этим customer journey map.
Самая большая проблема стартапера на начальном этапе — это найти рабочую, монетизируемую и масштабируемую идею, и найти инвестора, который готов дать денег и не звонить вам в течение минимум года. А самые важные вопросы: чем руководствуются женщины при выборе мастера красоты, насколько важна цена, готова ли она ехать на другой конец города ради хорошего мастера, как часто они пользуются услугами красоты.
«У нас было много вопросов относительно мастеров: например, готовы ли платить за дополнительных клиентов, какая мотивация у мастеров, готовы ли они делать скидки или участвовать в программах лояльности. В конечном итоге, мы пришли к выводу, если бы сами не были женщинами, мы бы не смогли найти правильные ответы на эти вопросы».
«Наш проект можно развивать в разных направлениях, — делится Нигора. — Технически он даёт возможность делать разные бизнес-истории. Однако пока мы решили сфокусироваться именно на бьюти-индустрии, так как эта сфера близка нам, как женщинам. Эта сфера очень трудная для мужчин, поскольку потребительское поведение женщин существенно отличается от мужского, мы тут имеем огромное преимущество перед другими».
Как признаётся Нигора, их бизнес-модель подразумевает широкое покрытие и потом внедрение оплаты. На данный момент они не зарабатывают, первые оплаты будут внедрены в сентябре 2022.
«Мы открыты к сотрудничеству с разными игроками: маркетплейсами, полезными плагинами, финтеками, платёжными системами, косметическими брендами, учебными платформами и т.д. Развитие нашего проекта в первую очередь — это выход на другие рынки. Наш проект планирует как можно быстрее выйти на зарубежные схожие рынки», — добавила героиня.
По мнению Нигоры, стартап-индустрия Узбекистана развита чрезвычайно слабо.
«Мы слишком много произносим слово «стартап», но настоящих стартапов с хорошей идеей у нас мало. Тем не менее, в последние 2-3 года, сделан рывок в этом отношении, и совместный акселератор AloqaVentures и IT Park — это реально качественный и действенный акселератор».
Из активно развивающихся стартапов в Узбекистане Нигора для себя выделяет: Billz, Iman, DalaTech, Avlo.
Как признаётся героиня, сегодня в Узбекистане нет таких ниш, куда не стоит идти. Однако всегда стоить помнить о том, что стартап не должен ограничиваться только Узбекистаном, поэтому нужно внимательно изучить те страны, куда стартаперы намерены идти со своими проектами.
Самые пустые ниши, по её мнению, в которые сейчас нужно идти: запчасти к автомобилям и станции техобслуживания, логистика, доставка в FMCG, ивент-индустрия (особенно свадьбы), личные финансы, купоны, агрегаторы госуслуг, закупки и тендеры.
«Априори стартапу даёт преимущество опыт фаундеров в подобных стартапах. Поэтому если получится «схантить» ценного сотрудника из другого подобного проекта — это бесценно. Начинающим стартапам советую тщательно изучить рынок: определить целевую аудиторию, её объемы, платежеспособность, и желание тратить деньги на ваш сервис, а также запастись терпением. И самый главный мой совет: тщательно выбирайте партнёров!»
2022-07-01