Продолжаем знакомить читателей с историями запуска стартапов в рамках рубрики Startup Story. Сегодня хотим представить вам проект ArzonArenda.
39-летний Маъруф Джурабаев основал такие проекты, как oziqovqat.com, pitak24 и QOOM.uz.
По воспоминаниям Маъруфа, идея создать стартап ArzonArenda возникла после проблемы, с которой столкнулся он сам.
«Когда нам нужно было перенести наш офис и производство в другое место, и мы искали здание, то всегда натыкались на одних и тех же посредников, одни и те же объявления. Затем, по согласованию с командой, у нас возникла идея создать отдельный проект — портал для аренды, и мы решили протестировать его через Telegram-бот. Мы выбрали название ArzonArenda и приступили к работе».
Сначала они добавили в базу данных только дома и квартиры, позже — все здания в аренду.
«Когда мы начали рекламировать проект, с нами связались компании по аренде автомобилей и попросили добавить раздел аренды автомобилей. Мы проконсультировались с основателем ArzonApteka Муратом Махкамовым, который направлял нас, и он сказал, почему бы не добавить. Так мы добавили раздел авто, и это было тепло встречено предпринимателями».
На данный момент у проекта 48500 активных пользователей, 1120 зданий, 100 частных домов, 850 нежилых зданий, более 400 аренд автомобилей. В среднем поисковых запросов в день около 1000.
Сейчас в команде 4 человека: Азизбек Мадаминов — сооснователь, Фаррух Эломонов — программист, Дильшод Абдуллаев — модератор, тестировщик, Мустафа Мухаммадов — дизайнер, и сам Маъруф — модератор и аналитик.
Азизбека Мадаминова, специалиста по цифровому маркетингу, PR и стартапам, пригласил в команду сам Маъруф. Они были знакомы по предыдущим проектам, их совместная работа приносила хорошие плоды, поэтому в этот раз ребята решили вновь объединиться. Азизбек согласился работать в команде как сооснователь, потому что увидел перспективу в этом проекте.
После долгого изучения сайтов конкурентов Азизбек предложил сделать приложение в формате Тиндера.
«Когда пользователь ищет жильё на обычном сайте, он совершает слишком много действий и теряет время и силы. Те, кто пользуется приложением Тиндер, знают, что там, при поиске партнёра, свайп влево означает «не нравится», вправо — «нравится». Азизбек предложил такую же схему, то есть подбор квартир по типу свайпов».
Исходя из предпочтений пользователя, следующие результаты будут похожие на те, что ему понравились. К тому же, после заполнения нужных параметров и фильтров система даёт актуальные объявления и возможность сразу просмотреть фото и видео жилья (360 градусов), а в будущем — команда даже планирует создать функцию виртуальной реальности.
Преимущество проекта, как отмечает Маъруф, заключается в установлении прямого контакта с заказчиком без посредников и в обеспечении низких цен.
«Разрабатывая идею, наша команда стремилась создать удобство для людей. Цель проекта — связать арендодателей и арендаторов напрямую без посредников и существенно снизить цены на рынке аренды. На данный момент приложение для iOS и Android на Flatter готово на 90 процентов, скоро мы его представим. До конца года планируем поехать в соседние страны», — рассказывает герой.
В первую очередь, отмечает Маъруф, он разработан для местного рынка, а затем стартап будет представлен европейским и арабским странам.
«Наш бизнес финансируется — мы развиваемся за свой счёт. Но останавливаться на этом не планируем. Если проект топчется на месте, то он не будет развиваться, а мы нацелены покорять новые горизонты. Это позволит расти не только стартапу, но и нам, основателям».
Кроме того, команда планирует внедрять новшества в свой проект.
«После изучения рынка наш коллега Азизбек предложил в будущем внедрять систему аренды вещей, студий, специалистов, поскольку тенденция рынка и поколение Z идёт к осознанному потреблению и минимализму во всём. Например, кто-то планирует начать стройку или ремонт, на некоторое время этому человеку понадобятся инструменты и оборудование. Есть ли смысл покупать их, если в дальнейшем нужда в них пропадёт? Это выгодно и продавцу строительной техники, ведь он может заработать больше от себестоимости продукта, сдав его в аренду».
Как вспоминает герой, самым сложным в работе над проектом была работа с клиентами.
«Все привыкли к простым Телеграм-каналам и группам, поэтому многим было сложно работать через бот. На самом деле Телеграм-бот очень удобен: он предоставляет вам информацию именно по нужному параметру и не приходится часами пролистывать каналы и группы».
Начинающим стартапам Маъруф желает сфокусироваться на одном проекте.
«То, насколько важно сфокусироваться на одном проекте, мы поняли лишь в процессе работы. Я советую стартаперам не распыляться, детально изучать своё направление и тему, а также усердно работать. Рано или поздно, упорный труд принесёт свои плоды».
ArzonArenda
2022-08-07