Впервые в Узбекистане проведено исследование стартап-экосистемы Узбекистана «Startup Indicator 2020»

Согласно исследованию «Uzbekistan Startup Indicator 2020», проведенному Ассоциацией венчурного инвестирования Узбекистана при поддержке инвестиционного фонда «Sturgeon Capital», IT Park Uzbekistan, АКБ «Universal Bank» и юридической фирмы «Centil Law», стартапы Узбекистана сфокусированы больше на развитие финансовых, медицинских и образовательных технологий.

Измерение показателей технологического предпринимательства Узбекистана в этом году имеет особый смысл. Пандемия, так или иначе задевшая все сферы бизнеса, неизбежно отразится и на деятельности стартапов. Кто-то считает, что они начнут в ближайшее время массово закрываться, кто-то - что реальный сектор экономики потребует внедрения инноваций, поэтому интерес к стартапам станет более профессиональным. Так или иначе, основная цель исследования - помочь стартапам, инвесторам, представителям венчурных фондов и государству лучше понять потребности и видение стартапов Узбекистана.

В рамках исследования эксперты опросили более 120 основателей инновационных стартапов в Узбекистане: сколько зарабатывает компания, где ищет инвестиции, какой продукт развивает, собирается ли выходить на зарубежные рынки и получает ли поддержку институтов развития.

Также была исследована стартап инфраструктура Узбекистана в разрезе 5 категорий: Предпринимательское образование; Поддержка стартапов от зарождения идеи до выхода на рынок; Предлагаемый капитал; Нетворкинг; Экспертиза.

Исследование показало, что в Узбекистане имеются достаточно хорошие условия и человеческие ресурсы для создания инновационно-технологических предприятий с высокой добавленной стоимостью:

- имеются как государственные программы поддержки (IT Park Startup programs, CAT Accelerator, Startup Initiatives, Центры поддержки молодежи, Университетские стартап-инкубаторы и т.д.), так и частные инкубационные, акселерационные программы (IdeaLab, Startup Factory, IdeaThon, GameDev, WomenInTech, WVA и другие), а также коворкинг-центры (Ground Zero, C-Space и др.);

- 80% фаундеров составляет молодежь до 30 лет с высшем образованием, из них большая часть направлена на сектор B2B;

- несмотря на ситуацию с Covid-19, большинство опрошенных начинающих фаундеров планируют рост, а 93% в ближайшее время планируют привлечь новых сотрудников;

- Стартапы больше всего развивают в отраслях FinTech, Medtech, EduTech и 50% из них имеет положительный опыт по запуску предыдущего стартапа;

- 70% опрошенных стартапов имеют минимальный жизнеспособный продукт, генерируют годовую выручку в более 10 тыс. долларов и больше половины опрошенных прошли различные программы акселерации, хакатоны, конкурсы;

- более 85% опрошенных имеют мажоритарную долю в проекте и нуждаются в капитале для дальнейшего развития в размере менее 50 тыс. долларов.

Тем не менее, исследование проиллюстрировало и проблемы, с которыми фаундеры сталкиваются в развитии своего бизнеса:

- больше половины (89%) отметили о недостатке предлагаемого капитала для развития, а также о незаинтересованности крупных компаний в сотрудничестве со стартапами, что затрудняет масштабируемость бизнеса;

- наравне с капиталом, основатели нуждаются в предпринимательском опыте (smart capital) и отметили о малом рынке квалифицированных специалистов (программисты, маркетологи);

- основная часть стартапов нацелены на внутренний рынок и меньше 10% стартап-проектов планируют выходить на глобальные рынки;

- равновесие полового распределения со-основательниц проектов намного меньше, чем в технологически развитых странах.

Исследование доступно на 3-х языках для просмотра в интерактивной форме и скачивания: http://uzvca.uz/research/