Сегодня, когда технологии продолжают стремительно развиваться, а интернет прочно вошел в повседневную жизнь людей, электронная коммерция стала не просто важным трендом, но и необходимым инструментом для успеха в бизнесе.
Бум «Электронных базаров»
С 2019 по сей день в Узбекистане продолжается быстрый рост популярности онлайн-маркетплейсов. Даже те, кто раньше считал себя консервативными, начали осознавать преимущества онлайн-покупок.
На рынке появилось множество новых игроков, таких как Chakana, Bulavka, Wildberries, Zoodmall, Sello, Vibo, Hama, Unisavdo, Alif Shop и Uzum Market, что свидетельствует о росте покупательского потенциала страны и создании всех необходимых условий для развития этой сферы.
Согласно исследованию Research Group Central Asia, в Узбекистане рынок онлайн-торговли активно растет. Uzum Market и OLX являются лидерами, причем Uzum более популярен среди женщин, а OLX - среди мужчин.
Основной поток покупателей - это люди, которые ранее редко пользовались онлайн-покупками. Несмотря на сохраняющуюся актуальность офлайн торговли, многие переходят к онлайн-шопингу, и этот процесс будет постепенно увеличиваться в ближайшие годы.
Какие преимущества
Маркетплейсы предоставляют большой потенциал для начинающих розничных продавцов и владельцев малого и среднего бизнеса, так как они упрощают процесс работы, предоставляя следующие преимущества:
1. Большое количество потенциальных покупателей: Маркетплейсы привлекают множество посетителей, что позволяет продавцам избежать затрат на рекламу и привлечение клиентов.
2. Логистика: Продавцам не требуется организовывать офлайн-магазин, склад или систему доставки, так как маркетплейс берет на себя эти функции.
3. Доверие: Покупатели, которые доверяют маркетплейсу и довольны его услугами, автоматически доверяют и продавцам на этой платформе, что снимает большую часть сомнений у аудитории и способствует увеличению продаж.
4. Расширение возможностей: Онлайн-торговля снимает ограничения по территории, позволяя продавцам достигать потенциальных покупателей по всей стране и за её пределами, что расширяет рынок и увеличивает потенциал продаж.
Роль женщин в сфере
IT Park запустил несколько проектов с целью привлечения большего количества женщин в электронную коммерцию и сферу информационных технологий. Эти проекты были разработаны для того, чтобы создать инклюзивную среду для женщин, а также поддержать их профессиональное развитие в этих областях.
Например, в августе 2023 года IT Park и Координатор проектов ОБСЕ в Узбекистане, совместно с Uzum и IT Loyihalar, запускают совместную бесплатную программу по электронной коммерции shE-commerce.
Она рассчитана на 150 женщин, которые заинтересованы в укреплении своего потенциала, что в свою очередь способствует развитию цифровой экономики. Курсы будут проводиться в городе Термез и продлятся два месяца.
В рамках программы участницы будут обучаться использованию программ MS Office, изучать основы маркетинга в социальных сетях и получат практические знания о работе на маркетплейсах Узбекистана.
Этот курс будет инструментом, помогающим женщинам построить свой бизнес и достичь поставленных целей, давая им возможность обеспечивать устойчивый источник дохода посредством информационных технологий.
Будущее электронной коммерции
IT Park не раз подчеркивал на международном уровне, что, развитие онлайн-предпринимательства и электронной коммерции в частности, является приоритетным направлением для развития экономики всей страны.
Махлиё Муксинова, заместитель генерального директора IT Park по образованию, также подмечает, что:
«Развитие электронной коммерции открывает перед женщинами новые перспективы в предпринимательстве и профессиональном росте. Электронная платформа предоставляет уникальные условия для старта и развития бизнеса с минимальными затратами и доступом к мировому рынку.
Гибкий и удаленный труд — одно из преимуществ электронной коммерции для женщин. Они могут успешно сочетать работу с уходом за детьми и семейными обязанностями, обеспечивая баланс между карьерой и личной жизнью. Электронная коммерция дает женщинам доступ к глобальному рынку, расширяя возможности их бизнеса. Масштаб предприятия увеличивается, аудитория становится многообразнее благодаря привлечению клиентов в разных регионах и странах.
Участие женщин в электронной коммерции способствует уравновешиванию их положения в обществе и обеспечивает равноправие в предпринимательстве. Профессиональное развитие и приобретение новых навыков позволяют женщинам влиять на экономическое и социальное развитие, способствуя созданию более равного мира».
Основатель Uzum, Джасур Джумаев также отмечает, что электронная коммерция является сильным стимулом для развития предпринимательства в Узбекистане.
«E-commerce в целом — драйвер роста предпринимательской активности в стране, у нас много продавцов, которые с нашей площадкой начали продавать свои товары по всей республике.
Причем примерно половина из них до этого не имели опыта продаж в онлайне или вообще не были связаны с предпринимательством. Мы с партнёрами видим огромный интерес к нашей платформе: у нас уже больше четырёх тысяч продавцов на Uzum Market, а с запуском программы кредитования партнеров их число растёт ещё активнее».
2023-07-14