Сергей Александрович Крылов — преподаватель информатики с более чем 15-летним стажем, помогающий учащимся открыть дорогу в мир IT.
Он окончил Ташкентский государственный технический университет и в настоящее время преподает информатику в специализированной государственной школе № 60 имени Гёте и частной школе Diplomat International School.
В интервью Сергей поделился своим профессиональным опытом, страстью к своей работе и рассказал о том, каким образом он вдохновляет своих учеников (некоторые из которых уже стали героями наших рубрик) строить успешные карьеры в IT.
В 2006 году, будучи 21-летним студентом четвертого курса ТГТУ, я устроился учителем информатики в Ташкентский государственный специализированный промышленный профессиональный колледж. Это был мой первый опыт преподавания, и уже через несколько минут я понял, что педагогика и информатика, а особенно их сочетание, увлекают меня настолько, что я хочу заниматься этим всю жизнь.
Давайте рассмотрим структуру учебного плана по информатике в школе. Этому предмету отводится всего один урок в неделю в 5-8 классах и по два урока в 9-11 классах. Это очень мало, особенно учитывая, какое значение в современном мире имеют навыки работы в интернете и умение решать задачи с помощью компьютера.
Кроме того, каждой теме в учебнике отводится ограниченное количество часов. Но учебный план не всегда успевает за быстрым развитием информационных технологий и почти никогда не соответствует уровню самообразования детей.
Например, ученикам 5-6 классов не очень интересно изучать основы работы в текстовых и графических редакторах, учащимся 6-7 классов не интересен процесс создания презентаций, а восьмиклассникам, возможно, покажется странным целый год изучать пошаговые инструкции по использованию Telegram, YouTube или регистрации в Facebook. Эти примеры взяты из учебной программы.
Конечно, для изучения предмета «информатика» — это обязательные темы, и они имеют важное значение. Но если говорить про современных школьников, то они рано сталкиваются с компьютеризацией общества. Они готовят проекты, создают текстовые документы и работают с интернетом еще в начальных классах, поэтому им не хочется повторять эти темы в средней школе.
Радует, что учителя могут адаптировать учебный план под нужды учеников. Лично я стараюсь выделить максимальное количество времени преподаванию детям программирования. Как бы ни было интересно и весело создавать презентации, снимать видеоролики в YouTube или комментировать посты на Facebook, на мой взгляд, дети должны уметь программировать.
Конечно, нет смысла делать программистом каждого ребенка. Уровень знаний в этой области будет индивидуальным у каждого. Но базовые навыки программирования, независимо от выбранной профессии, будут полезными в любой сфере деятельности.
Я всегда считал, что моя главная задача — донести до детей важность моего предмета. Если я смогу убедить их в этом, всё остальное они сделают сами.
В успехе моих учеников моя заслуга, как учителя, минимальна. Все, что от меня требовалось — это привить интерес к науке, показать, что каждый из них может все и организовать их общение между собой.
В какой-то момент в нашей школе образовался IT-кружок, в котором состояли 15 учеников — победители районных, городских и республиканских олимпиад. Там не было задачи написать какую-то программу или выучить тему. Вместо этого они общались на понятном друг другу языке, обменивались новыми знаниями и создавали программы, которые им самим были интересны. Старшеклассники приглашали в кружок учеников младших классов и сами их обучали, давали советы исходя из своего опыта. Таким образом, каждый член кружка сам становился учителем.
Я искренне люблю свою профессию. Мне нравится учить детей и видеть, как они усваивают то, чего до моих уроков они не знали. Для этого, конечно, приходится постоянно совершенствоваться самому, и это большой плюс. Мне нравится учиться и делиться знаниями.
У современного учителя информатики не может быть какого-то базового учебника, настольной книги или стандартного учебного плана. Сфера IT развивается настолько стремительно, что даже самая актуальная литература становится устаревшей через год-два.
Но современный учитель имеет доступ к широкому спектру образовательных ресурсов, таких как обучающие курсы от IT Park, Coursera, Khan University, образовательные программы от Google и других. Мы активно используем эти сервисы, чтобы успевать за трендами и инновациями.
Самым главным, помимо IT-навыков, я считаю умение работать в команде. Ни один, даже самый сильный программист, не сможет выполнить большую задачу без помощи людей, которые его окружают.
Важно осознавать, что нет ничего постыдного в том, что ты сейчас чего-то не знаешь или не умеешь. Нет ничего страшного, что в каких-то вопросах ученики разбираются лучше учителя. Главное, чтобы было у кого спросить. Я верю, что современное обучение должно основываться на принципе «каждый может научиться у каждого», и поощряю обмен знаниями и опытом между учениками.
У меня есть ярчайший пример, который доказывает, что в IT-технологиях успешным можно стать вне зависимости от пола.
Моя ученица, героиня одной из ваших статей, Евгения Субботина — пример того, что ведущие IT-компании мира в последнюю очередь задают себе вопрос о половой принадлежности сотрудника. Евгении 20 лет, она работает в Uzum Technologies, а до этого сотрудничала с VK и другими крупными IT-компаниями.
Её пример показывает, что имеет значение только желание, с которым ты возьмешься изучать выбранную профессию. Хотелось бы, чтобы девушек/женщин в этой сфере становилось больше, и я надеюсь, что пример Евгении вдохновит других.
В 2020 году президент Узбекистана наградил меня медалью «Шухрат». Это на 100% заслуга моих учеников, это награда всей нашей команды учащихся, которые не боялись никаких вызовов, не останавливались перед сложностями и преодолевали любые преграды.
Новостью о медали я в первую очередь поделился именно с моими учениками и мне приятно, что и они делятся со мной каждым своим достижением, даже после окончания школы.
В нашей школе уже давно сформировалась цель — чтобы хотя бы один из наших учеников поехал на международную олимпиаду по информатике. Эта цель до сих пор остается актуальной. Мы в настоящее время работаем над проектом, который направлен на то, чтобы ученики нашей школы входили в состав сборной нашей Республики.
Это сложная задача, и я всегда говорил своим ученикам, что в IT не будет просто. Но там точно будет интересно всем.
Учителям хочу посоветовать не бояться и не стесняться выходить за грани учебника. Очень важно показать ученикам, что нет ничего невозможного. Не существует языка программирования, программного обеспечения или компьютера, с которым бы ученик не смог работать.
Ученикам же хочу посоветовать учить языки. Когда я участвовал в проекте One Million Uzbek Coders, главной сложностью, с который я столкнулся вместе со своими учениками, было не очень хорошее знание иностранного языка. Поэтому учите как минимум 3 языка: родной язык, любой иностранный язык и один из языков программирования.
2023-09-11