Startup Story — это рубрика, где мы знакомим читателей с успешными проектами стран Центральной Азии, которые принимали участие в программах акселерации IT Park.
Сегодня в гостях у рубрики 37-летний Тауфик Хисамов — руководитель PR-агентства Khisam Communications и основатель проекта Oshme_bot.
Тауфик родился и вырос в Ташкенте, но позже переехал в Москву, где окончил Российский государственный гуманитарный университет по специальности PR, работал в международном агентстве Edelman, преподавал в Финансовом Университете при правительстве РФ, а позже открыл своё PR-агентство Khisam Communications, занимался продвижением eBay, LinkedIn, Ozon и др.
В феврале 2022 года он приехал в Ташкент, а уже в апреле запустил проект Oshme — гид по ресторанам, кофейням, барам и пабам Узбекистана.
«Идея пришла в апреле 2022, после большого наплыва релокантов в Узбекистан. Поскольку я родом из Ташкента, многие обращались ко мне, чтобы узнать, где можно поесть плова, выпить кофе или позавтракать. После я заметил, что заведения, которые я рекомендовал своим знакомым, многим нравились. Тогда я подумал: а почему бы не запустить полезный сервис, который бы объединял все заведения, предоставлял полную информацию по кухне, локации, а также предлагал возможность бронирования стола?»
Так на свет появился стартап Oshme, который изначально создавался не с целью заработка, а чтобы предложить людям удобный инструмент поиска и выбора заведений в Узбекистане.
Проект Тауфик создавал один. Учитывая востребованность у узбекистанцев мессенджера Telegram, свой стартап он решил запустить именно на этой платформе.
Сейчас в проект вовлечены ещё 4 человека. Так, команда из 5 человек, работает над усовершенствованием и развитием стартапа.
@Oshme_bot — это Телеграм-гид по ресторанам, кофейням, барам и пабам Узбекистана с возможностью бронирования столика в заведении.
Сервис также служит своего рода рекламой ресторанных услуг Узбекистана. Он даёт возможность не только местным жителям, но и туристам познакомиться с картой заведений страны, что помогает лучше узнать гастрономическую культуру Ташкента, Самарканда или Бухары.
«В @Oshme_bot всё абсолютно бесплатно. Там можно с лёгкостью найти любое заведение по вкусу, выбрать кухню, удобную локацию, а также забронировать столик и даже заказать такси до места. А самым активным пользователям рестораны-партнёры предлагают эксклюзивные скидки до 10%».
В настоящий момент в каталоге более 100 заведений. Двадцать заведений выступают партнёрами, которые предоставляют владельцам карт привилегий Oshme скидки — в Ташкенте, Самарканде и Бухаре, а также в Чарваке и Чимгане.
Пользователи могут подобрать заведение по району проживания, виду кухни, формату (клубы, караоке, кальянные и др.) После выбора ресторана появляется его описание, локация, куда можно напрямую из бота заказать такси, кнопка для резервирования стола и лучший отзывов посетителя. Последний пункт подчеркивает то, что проект создан и развивается на основе реального опыта гостей заведений.
«Мы стараемся улучшать функционал стартапа. К нам обращались приезжие из других стран, которые ещё не успели зарегистрировать SIM-карту и, соответственно, не могли зарезервировать столик. Тогда мы создали инструмент, позволяющий с бота переходить на прямую коммуникацию с менеджером ресторана».
Как вспоминает герой интервью, самым сложным этапом было выстраивание отношений с ресторанами.
«Мы сначала предложили заведениям модель с бесплатным размещением и оплатой только с приведённого гостя. Многим такая модель понравилась и позволила протестировать различные механики, но для нас, как для бизнеса, такой подход был не очень удобен, поскольку сковывал наше развитие и финансовое планирование. Поэтому вскоре мы перешли на SaaS-модель, которая открыла большие возможности для ресторанов по привлечению клиентов и рекламы, а для нас — долгосрочное планирование и кратный рост».
К счастью, команда преодолела все трудности и уверенно идёт вперёд. И во многом это происходит благодаря условиям, созданным для развития стартапов в стране.
«Стартап-индустрия в Узбекистане только на начальной стадии становления, но что удивительно — при этом она развивается семимильными шагами. Появляются не только сильные проекты, но и формируется качественная экосистема вокруг стартапов в лице того же IT Park, акселератора AloqaTech Lab и фондов».
Сами ребята участвовали в нескольких конкурсах со своим стартапом.
«Мы выиграли стартап-баттл Tumaris Tech 2023, прошли в полуфинал конкурса Astana Hub Battle 2023 и стали участником акселератора AloqaTech Lab 2023. Я верю, что это только начало, и впереди нас ждёт много других конкурсов и побед».
Сейчас, продолжает гость рубрики, команда создаёт экосистему, где у пользователя есть с возможность выбрать ресторан, забронировать в нём столик, оплатить счёт, оставить чаевые официанту, а ресторану привлечь аудиторию, повысить свою узнаваемость, а также приобрести всё необходимое для заведения.
«Мы находимся на стадии pre-seed, то есть в поиске инвестиций. Ищем smart-money в лице стратегического партнёра, кому можем быть полезны своей экспертизой в ресторанной сфере (HoReCa) и аудиторией в 68 тысяч пользователей.
Для продвижения мы используем различные каналы: от социальных сетей до сарафанного радио. Нашим партнёром уже стал 2GIS, а вскоре, надеюсь, станут ещё Google и Yandex».
В успехе стартапа команда не сомневается. Главное, что нужно проекту для успешного развития, считает Тауфик, — сильный руководитель и команда.
«Если команду ведёт грамотный и сильный руководитель, вернее лидер, то команда справится. Но в любом случае, даже если что-то не получается или получается не сразу, это не страшно. Потому что приобретённый опыт — это тоже большой плюс. Я желаю начинающим стартаперам и всем, кто только подумывает об этой сфере, но боится сделать первый шаг, не бояться допускать ошибки. И даже если вы получите отказы, не останавливайтесь!»
Фото на превью: Spot.uz
2023-05-02