Согласно результатам анкетирования, проведенного среди резидентов IT Park, общая численность женщин составляет 16,8% от общей численности сотрудников.
Если учесть, что 50% населения Узбекистана составляют женщины, то становится очевидным дисбаланс, который надо устранить или хотя бы сократить.
Это бы не только восстановило справедливость, но и помогло бы решить проблему острой нехватки IT-специалистов в стране.
Узбекистан не единственная страна с гендерным дисбалансом в IT. С этой проблемой так или иначе сталкиваются практически все государства.
Так, согласно исследованию McKinsey, женщины занимают лишь 22% всех технических должностей в европейских компаниях.
На то есть несколько причин, от патриархального образа жизни и исторического гендерного неравенства до экономической ситуации и слабого развития IT в целом.
Однако во всех странах чаще всего встречаются два основных барьера.
Первый — стереотипы.
Например, в обществе до сих пор царит мнение, что технические науки больше подходят мальчикам, чем девочкам.
Это заблуждение восходит еще к трудам Аристотеля, который считал, что мужчины по своей природе более рациональны, чем женщины.
Под влиянием этих убеждений у девочек формируется представление, что сфера технологий не для них, из-за чего интерес к IT среди мужского населения выше, чем среди женского.
Второй барьер — дискриминация.
Даже если девочка каким-то образом смогла не попасть под влияние стереотипов и выбрала профессию программиста, она в дальнейшем рискует столкнуться со сложностями при трудоустройстве и продвижении по службе.
Например, несколько лет назад выяснилось, что в Google чаще продвигали по карьерной лестнице мужчин, хотя женщины им ничем не уступали в квалификации.
Такая дискриминация приводит к тому, что многие девушки быстро разочаровываются в технологиях и уходят в более “традиционные” для женщин сферы.
На протяжении десятилетий считалось, что IT — мужская профессия.
Однако со временем руководители компаний поняли, что женщины привносят свежий подход к решению задач и предлагают уникальные идеи в разработке продуктов.
Руководители стран, в свою очередь, поняли, что чем больше будет женщин в технологиях, тем больше будет обеспеченных людей в стране.
Так сформировались основные преимущества:
Помимо этого, согласно исследованию Kauffman Fellows, стартапы с женщинами-основателями нанимают больше женщин.
Хороший пример эффекта домино, когда один плюс приводит к появлению новых.
Как и в других странах, в Узбекистане сейчас мало женщин в технологиях.
Даже в тех немногих случаях, когда в IT-компаниях есть девушка, ей, как правило, отводится роль нетехнического персонала.
Так, 27% респондентов IT Park указали, что доля женщин среди нетехнического персонала составляет более 40%, еще 9% респондентов указали значение от 30% до 40%.
При этом 87% респондентов указали, что доля женщин среди технического персонала составляет менее 40%.
Как и в других странах, в Узбекистане нет институциональных запретов на то, чтобы девушки шли в IT, а проблема упирается в вопрос friendly культуры.
Ключевым моментом здесь является изменение нарратива, что “IT - это мужская профессия”, “технологии не для женщин” и так далее.
IT Park сейчас движется именно в этом направлении. Только в прошлом году было запущено несколько проектов:
IT Women — Karakalpakstan (совместно с USAID при поддержке Министерства цифровых технологий).
Программа обучения женщин и девушек в Каракалпакстане информационно-коммуникационным технологиям.
В рамках проекта 60 женщин и девушек прошли бесплатное обучение (30 женщин обучились на курсах по графическому дизайну и 30 — по SMM).
Skills4Girls (совместно с UNICEF).
Программа IT-обучения девочек от 12 до 18 лет, включая девочек с различными формами инвалидности.
В рамках проекта по повышению цифровой грамотности девочек Skills4Girls обучились 214 участниц, включая 70 девочек с инвалидностью.
IT-клуб для женщин GAP
Дискуссионный клуб, цель которого — исчерпать проблему присутствия женщин в IT-отрасли. В рамках клуба уже прошло несколько встреч с приглашенными экспертами и гостями.
Digital Internship Program
Стажировка для женщин-выпускниц IТ и молодых специалисток начального уровня. В рамках программы, 53 девочки получили возможность стажировки в IT-компаниях. Из них 23 девушки устроились на работу, а остальные смогли продлить стажировку в компаниях.
Помимо этого, вместе с IT-академией Astrum в рамках программы ОБСЕ прошло повышение квалификации в области IT-навыков и цифрового маркетинга для женщин-предпринимательниц.
Благодаря ей, 150 женщин-предпринимателей были обучены информационным технологиям и компьютерной грамотности, а 90 участниц допущены ко второму этапу повышения квалификации по IT-инструментам в электронной коммерции и цифровом маркетинге.
Несколько лет назад вышло исследование, охватившее 1,4 млн пользователей GitHub.
Оно показало, что способности женщин к программированию не только не уступают, но и опережают способности мужчин.
Если девушки и редко идут в IT, так это потому, что кто-то им когда-то внушил, что это территория мужчин.
В Узбекистане женщины составляют половину населения — это около 18 млн человек, из которых более 3 млн в возрасте от 20 до 29 лет.
Огромные цифры и хорошие перспективы, если заниматься поощрением девушек в IT и формированием friendly культуры.
Узбекистан только недавно приступил к этому, но результаты уже есть. Если расширять текущие программы и запускать новые, разрушать стереотипы и пресекать дискриминацию, то количество женщин в технологиях начнет расти быстрее.
Это лучший способ решить проблемы нехватки IT-специалистов и обеспечить занятость населения.
Можно жить, используя лишь одно полушарие мозга, но будет лучше, когда задействованы оба.
В случае с мужчинами и женщинами в технологиях все точно так же.
Тимурмалик Эльмурадов — аналитик, специалист по R&D, магистр Научно-исследовательского университета «Высшая Школа Экономики».
Автор «Пик Скартариса (https://t.me/skartariss)» — ведущего Telegram-канала про бизнес, рынок и технологии в Узбекистане.
Отвечал за развитие в группе компаний Univer Club Family (Россия), интернет-издании Daryo.uz. Со-основатель и экс-руководитель Spot.uz.
2023-04-26