“Бум компьютерного GameDev Узбекистана начнется в 2025 году”, – Александр Мухитдинов о будущем разработки игр в Узбекистане

IT Park запускает новую рубрику интервью с экспертами IT-сферы, которые будут делиться текущим состоянием рынка, существующими проблемами и возможными решениями. 

В интервью Заряне Сорочиной он рассказал о текущем состоянии геймдева, с какими трудностями сталкиваются разработчики, как появляются тренды и на что они влияют, без каких навыков не обойтись в геймдеве и многом другом. 

О состоянии геймдева в Узбекистане

Как вы оцениваете текущее состояние игровой индустрии в Узбекистане? Какие перспективы и вызовы видите?

Я уверен, что хотя бы один компетентный человек может произвести компьютерную игру, которая принесет миллионы долларов (Stardew Valley, Kenshi, Undertale), хотя бы одна компетентная компания может произвести фурор. Как это произошло с CD Project, которая произвела потрясающую серию игр «Ведьмак», после чего Польша стала одним из ведущих центров геймдева в мире. 

После успеха «Ведьмака» были открыты до 500 офисов студии разработки и издателей со всего мира в Польше. Рабочие места увеличились до 15290 сотрудников. Согласно отчету Европейской федерации разработчиков, выручка оценивалась в 1,2 млрд евро. Все это возможно: самое главное — компетентные люди и время.

Какие проекты, созданные в Узбекистане, вы могли бы выделить как успешные примеры?

Бум компьютерного GameDev Узбекистана начнется в 2025 году. Узбекистан в наступающем году сделает большой прорыв – мне довелось видеть немало работ начинающих разработчиков, я вижу у них огромный потенциал для всего мира. 

2025 год будет годом первопроходцев. Один из моих талантливых учеников планирует выпустить замечательную гоночную игру в этом году. Также моя многожанровая, довольно оригинальная игра HitTube про видеоблогеров, выходит в 2025 году.

С какими основными трудностями сталкиваются местные разработчики игр?

Есть 3 главные трудности. Первая – высокая конкуренция. Геймдев Узбекистана конкурирует со всем миром. Так, узбекская игра соревнуется в продажах не только с другими узбекскими играми, но и с мировыми гигантами индустрии. Ведь Steam и Epic Games Store – главные платформы для реализации компьютерных игр на весь мир. 

Поставлена высокая планка: либо побеждать в мировой конкуренции (в т.ч. с американскими разработчиками игр), либо проигрывать. Другого не дано. Главные конкуренты — это огромные студии с массой финансовых вложений, а также инди-разработчики, которые все свое время и ресурсы вкладывают в создание своей игры.

Вторая — финансирование. Создавать PC игру – это очень сложный и колоссальный труд. Стандартные сроки разработки от 1 года до 5 лет, а стоимость может доходить вплоть до миллиона долларов. К примеру, на разработку игры “Cyberpunk 2077” потребовалось 8 лет и расходы составили $441 млн.

Третья — время. Для того чтобы “быть в рынке”, важно играть и анализировать другие игры. Для сохранения времени, которого катастрофически не хватает разработчикам, я рекомендую своим студентам просматривать игры в Youtube, чтобы развивать «насмотренность». 

Как раз для этого мы запустили комьюнити от Epic Games: Unreal Engine Official Community – Uzbekistan (на данный момент доступно только в Facebook) – первое официальное сообщество в Центральной Азии. Это площадка, на которой ребята делятся своими работами по Unreal Engine, задают вопросы, если что-то не получается, советуются с разработчиками с большим стажем работы по Unreal Engine.

О трендах и технологиях

Какие мировые тренды в геймдеве сейчас наиболее актуальны и востребованы в Узбекистане?

Согласно статистике Steam, больше всего покупают игры в США и Японии, поэтому именно в этих странах задают тренды, за которыми следит весь мир. Сам же тренд зарождается внезапно и может коснуться даже забытых игр, произведенных пару лет назад, как это было с Among Us, которая была крайне непопулярна в самом начале. После активизации определенных тенденций обычно появляется масса игр-клонов. Если вы заметили много новых последних игр похожих друг на друга, поздравляю, вы нашли тренд.

Какое место занимает Unreal Engine в локальной индустрии? 

Unreal Engine имеет огромное влияние не только на индустрию разработки игр, но и на кино (к примеру, использовался в “Матрица” 2021 года), архитектуру, телевидение (Fox Sport). Даже южнокорейская музыкальная группа MAVE была создана с помощью Unreal Engine, их выступления регулярно транслируются по телевидению в Южной Корее.

CD Project решила разрабатывать Witcher 4 на Unreal Engine вместо привычного разработанного ими движка, которым они пользовались много лет. Есть огромное количество примеров, когда разработчики вместо привычного разработанного ими движка стали использовать Unreal Engine: недавно вышедший S.T.A.L.K.E.R. 2, Payday 3 и другие.

О навыках и обучении

Какие ключевые навыки нужны новичкам, чтобы успешно войти в сферу геймдева?

Это зависит от размера компании, в которой они собираются работать. Чем меньше компания, тем более всесторонне развитым должен быть специалист и обладать почти всеми возможными навыками. В больших же компаниях, наоборот, важна узкая специализация. В крупных компаниях есть множество отделов, в каждом из которых работа ведется исключительно по одному направлению. Например, может быть целый отдел исключительно для создания шерсти.

С чего лучше начать обучение разработке игр — с изучения движков или программирования?

Если стоит такая дилемма, то лучше начать с изучения движка. У каждого разработчика есть свой background: он либо художник, либо технарь. Оба направления одинаково важны. При этом, каждый специалист должен знать движок.

Какую роль играет художественное мышление и дизайн в создании игр?

Не только книгу судят по обложке. Я владею в Steam 6 кураторками (вспомогательные группы, которые после получения копий игр от студий пишут положительный/нейтральный/негативный обзор и продвигают ее среди игроков Steam) и мне высылают игры разных жанров разработчики со всего мира. 

Большая проблема некоторых разработчиков состоит в том, что они концентрируются исключительно на одном направлении. В итоге, получаются может и веселые игры, но очень уродливые, как будто графика из начала 90-х. В результате, почти никто не захочет играть в такие игры. 

О карьере и трудоустройстве

Как правильно составить портфолио начинающему разработчику? 

Для хорошего портфолио необходимо, чтобы в нем были работы исключительно вашего направления (например, environment art). Пусть там будет всего 4-5 работ, но самые лучшие работы, которыми вы гордитесь. 

Есть ли возможность работать удаленно в геймдеве или необходима релокация для крупных проектов?

Да, чаще всего в игровой индустрии работают удаленно, что открывает большие возможности для местных разработчиков получить работу в крупнейших международных геймдев-студиях. 

О различиях в разработке

Чем разработка игр отличается от стандартной разработки ПО: какие особенности и нюансы стоит учитывать?

Все зависит от назначения приложения или компьютерной игры. Возьмем, к примеру, приложение, которое измеряет сколько вы сожгли калорий при беге. Для этого понадобится: программирование, 2D-арт, переводы текстов, маркетинг, а также чуть-чуть психологии для того, чтобы  этим приложением пользовались как можно дольше.

А вот полноценные 3D компьютерные игры – другое дело. Ведь геймдев — это самое сложное направление в IT. Для 3D-компьютерной игры вам понадобятся: 

  • 2D-арт (UI, логотип); 
  • программирование; 
  • сюжет; 
  • геймдизайн (включает психологию и социологию); 
  • переводы; 
  • маркетинг; 
  • видеоредактирование; 
  • музыка; 
  • тестирование; 
  • 3D-моделирование (game ready); 
  • UV mapping и unwrapping; 
  • освещение; 
  • текстуры и материалы; 
  • VFX; оптимизация; 
  • 3D-анимации;
  • риггинг/скиннинг; 
  • ИИ.

Какие специальности наиболее востребованы в геймдеве: программисты, художники, гейм-дизайнеры?

Больше всего актуальны те специальности, которые освоить тяжелее всего. Вследствие этого и по причине кадрового голода, повышается зарплата у таких специалистов. Например, у QA тестировщиков самые низкие зарплаты, ведь их много, и для того, чтобы войти в сферу не требуется опыта.

Программисты и художники – другой случай: они собирают обширное портфолио и тут требуется не просто знания и навыки, но и креативность. Без программистов и художников не появится никакой качественной игры. Игра может быть супер веселой и иметь много возможностей благодаря программистам, но она уродливая – неприятная графика плохого качества, как итог мало кто будет покупать ее. И наоборот — в игре с самыми красивыми мешами, освещением, качественной анимацией роль программиста очень высока, ведь без него ничего работать не будет. В плане зарплаты это больше зависит от того, в каком направлении движется игра — больше визуалка или больше программирование.

Какой процент команды обычно составляют технические специалисты и креативные специалисты?

Все зависит от того, в каком направлении движется игра: какой жанр у этой игры, в чем ее особенность. Симуляторы (Hearts of Iron 4), например, будут в подавляющем количестве иметь технических специалистов, в то время как визуальные новеллы (Tiny Bunny) – креативных специалистов.

О поддержке и сообществе

Насколько государственные и частные структуры поддерживают геймдев в Узбекистане?

Кроме того, мы открыли официальное сообщество с помощью частной американской компании – Epic Games. Мы собираем самых лучших специалистов, занимающихся Unreal Engine. Это сообщество приведет к возникновению своих компьютерных игр с Unreal Engine в Узбекистане.

Какие образовательные программы и курсы по геймдеву планируете  реализовать? 

Наша компания Cube of Skill проводит онлайн-курс по разработке компьютерных 3D игр на Unreal Engine. Мы проводим жесткий отбор. Берем только тех, кто действительно сфокусирован на разработке своей игры и ее реализации на мировом рынке, который, как я уже отметил, чрезвычайно трудный. Наш ученик решает сам,  какой жанр будет у его игры, в чем его игра отличается от других игр, затем составляется программа обучения специально под него для разработки полноценной игры.

Помимо этого, я веду “Unreal Engine Encyclopedia” на Youtube. Цель этой энциклопедии дать глубокие знания по всем направлениям для геймдева: материалы, освещение, Blueprints и по всем остальным направлениям в Unreal Engine в кратчайшее время, насколько это возможно. Если мои ученики испытывают проблему в освоении урока, я создаю специально для них видео в “Unreal Engine Encyclopedia” на Youtube.

О будущем и советах

Какие перспективы ждут геймдев в Узбекистане в ближайшие пять лет?

Перспектива есть и она очень положительная. Ожидается появление множества независимых игровых разработчиков, которые будут производить узбекские игры и выпускать их на мировую арену. 

Но есть и другая перспектива, чрезмерно отрицательная, которую необходимо не допустить. Поясню на примере Индии. Есть огромная опасность для малых компаний, разрабатывающих игры. Они могут превратиться в дочерние компании, которые будут работать на создание игр из других стран, как это произошло с Rockstar India, которая была изначально первой независимой GameDev-компанией Индии, но затем превратилась в очередную дочернюю компанию, использующую кадры страны для разработки иностранных игр. 

В этом году Rockstar India платит тестировщикам $344 в месяц, в то время как материнская компания в Спрингфилде (США, откуда и пошел Rockstar) – $2992 в месяц. В Индии есть немало талантливых разработчиков, но из-за огромного влияния дочерних компаний геймдева в этой стране, все человеческие ресурсы забирает к себе Rockstar India, Electronic Arts India и тому подобные, не давая никакого шанса для развития национальной индустрии разработки игр.

Необходимо понимать, что появление дочерних компаний хоть и быстро решает проблему с рабочими местами, но нисколько не будет развивать геймдев Узбекистана. Более того, это будет максимально тормозить развитие собственных игр. Игровая индустрия компании должны быть максимально независимыми для повторения чуда от CD Project.

 

2024-12-13