С 19 по 21 сентября 2023 года в Сан-Франциско (США) прошла ежегодная технологическая конференция TechCrunch Disrupt.
Вот уже 14 лет мероприятие собирает в одном месте предпринимателей, инвесторов и журналистов со всего мира для обсуждения последних тенденций в мире технологий.
Помимо дискуссий, в рамках TechCrunch Disrupt также проводятся выставка стартапов (Startup Alley) и битва стартапов (Startup Battlefield).
В целом же, мероприятие считается своего рода точкой притяжения для всей индустрии, примерно как «Оскар» для кинематографа или Comic-Con для развлечений.
Поэтому сюда каждый год съезжаются даже те, кто не собирается презентовать стартап или принимать участие в обсуждениях — здесь можно «держать руку» на пульсе и быть в курсе того, что сейчас происходит в мире венчурных инвестиций, инноваций, разработки новых продуктов и технологий в целом.
Узбекистан до недавнего времени сложно было назвать даже зрителем этого «праздника жизни». Причина проста — стартап-культура в стране практически отсутствовала, общий уровень внимания к IT оставлял желать лучшего.
Однако в последние годы это начало меняться. В страну пришли венчурные деньги, появились инкубаторы и акселераторы, само отношение к IT на всех уровнях, от бытового до государственного, резко поменялось в лучшую сторону.
В таких условиях участие представителей Узбекистана на TechCrunch Disrupt было лишь вопросом времени.
Каждый год сотни стартапов привозят свои стенды на Startup Alley. Это своего рода выставка, где компании находят инвесторов, партнеров, сотрудников.
Павильоны обычно делятся на секции по сферам деятельности (IOT, hardware, education, AI и так далее) или по странам.
В этом году был отдельный павильон Центральной Евразии, где себя презентовали 14 стартапов, включая несколько резидентов IT Park:
На стендах также была представлена общая информация о стране, условиях для IT-компаний, развитии BPO и IT-аутсорсинга.
Помимо этого, Узбекистан был представлен на панельной сессии «Новый цифровой Шелковый путь: от Центральной Евразии до Кремниевой долины» в лице исполнительного директора IT Park Абдулахада Кучкарова, который выступил с презентацией страны в качестве нового хаба BPO и IT-аутсорсинга.
В частности, он рассказал о программе Zero Risk, значительно облегчающей регистрацию и ведение иностранного бизнеса в регионах страны.
Также были презентованы высокий трудовой потенциал страны, хороший уровень английского языка среди молодых IT-талантов, налоговые преференции и планы на будущее (довести IT-экспорт до $5 миллиардов, $3 миллиардов из которых, как ожидается, будут приходиться на США).
Примечательно, что на TechCrunch Disrupt был презентован не Узбекистан или Казахстан по отдельности, а весь регион Центральной Евразии, куда также вошли Монголия, Азербайджан, Кыргызстан и Таджикистан.
Во многом это стало возможным благодаря Silkroad Innovation Hub — общественному пространству в Кремниевой долине для основателей и стартапов из Центральной Евразии, чья миссия — создать новый цифровой шелковый путь и продвигать таланты региона на мировой арене.
Основатели Silkroad Innovation Hub, Асрор Арабжанов из Узбекистана и Ассет Абдуалиев из Казахстана, вполне справедливо считают, что несмотря на огромный потенциал, местные стартапы недостаточно представлены в мире и получают ограниченную поддержку со стороны мирового рынка венчурного капитала.
Действительно, если объединить усилия и начать обмениваться опытом, то можно добиться значительных результатов в ближайшие 5-7 лет.
Silkroad Innovation Hub полагают, что можно рассчитывать на пять «единорогов», $300 млн инвестиций в стартапы и $1,5 млрд экспорта IТ-услуг из региона. Учитывая, как сейчас быстро растет количество стартапов в регионе, эти показатели уже не кажутся такими уж невероятными, как раньше.
В последние годы Узбекистан много работает над тем, чтобы как можно больше людей и компаний за границей узнали о создаваемых в стране условиях для IT.
Представительства IT Park, встречи и мероприятия вроде Digital Leadership Forum дают свои плоды, но участие в TechCrunch Disrupt выделяется, потому что здесь получилось обратиться непосредственно к IT-сообществу.
Это важно потому, что одно дело крупные компании и совсем другое — стартаперы. Это совершенно другая социологическая группа, которая далека от торговых палат, межправительственных встреч, бесед за круглым столом, меморандумов, пиджаков и галстуков.
До недавнего времени эта прослойка оставалась не особо охваченной, но теперь это удалось немного наверстать.
Если Узбекистан действительно хочет стать хабом, то ему необходимо работать не только с правительствами, крупными корпорациями и соотечественниками, но и вот такими простыми «ребятами из гаражей», потому что многие из них в дальнейшем вырастают в основателей «единорогов». Дрю Хьюстон из Dropbox, чья история успеха началась именно с TechCrunch Disrupt — наглядный тому пример.
Информация об авторе:
Тимурмалик Эльмурадов — аналитик, специалист по R&D, магистр Высшей школы экономики в Москве.
Автор Telegram-канала «Пик Скартариса» — про бизнес, рынок и технологии в Узбекистане. Отвечал за развитие в группе компаний Univer Club Family (Россия) и интернет-издании Daryo.uz. Сооснователь и экс-руководитель Spot.uz.
2023-10-03